Первая продукция Березниковского магниевого завода была получена 22 июня 1943 г. Металлический магний и его сплавы (авиаль, магналий) требовались для создания двигателей, корпусов и шасси военных самолётов, боеголовок реактивных миномётов БМ-13 «Катюша». Порошковый магний был необходим для создания осветительных патронов, трассирующих пуль, зажигательных бомб. За небольшим слитком (чушкой) магния кроется большая история.
11 октября 1940 г. ЦК ВКП(б) приняло решение по строительству в Березниках магниевого завода. Наркомат цветной металлургии (НКЦМ) определил для будущего завода годовой план в 11 тыс. тонн металлического магния и магниевых сплавов. Магний должны были получать электролитическим методом из карналлита - каменной морской соли богатой магнием. Кроме магния предусматривался выпуск хлоропроизводных продуктов, строительство заводской ТЭЦ, карналлитового рудника и карналлитовой фабрики.
Проектное задание Березниковского магниевого завода выполнил Ленинградский проектный институт «Гипроалюминий». Технический проект вместе со сметой был готов к апрелю 1941 г. В соответствии с постановлением СНК СССР об упрощении строительства в военное время проект завода был упрощён. Его разработкой занималось выездное бюро «Гипроалюминия», эвакуированное в Березники (Лёнву) в августе 1941 г. В январе 1942 г. НКЦМ утвердил положения строительства первой очереди завода, в которую вошли: преобразовательная подстанция, цех электролиза, шахтные электропечи, вращающиеся печи, хлорно-компрессорная станция. Приложив колоссальные усилия коллектив «Гипроалюминия» к маю 1942 г. создал упрощённый проект завода, строители получили первые чертежи, стали готовится фундаменты цехов.
5 июня 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об обеспечении строительства самолётов, танков и боеприпасов алюминием и магнием». Постановление обязало завершить строительство первой очереди Березниковского магниевого завода за 1 год. В июне 1942 г. в Березники приехала ответственная комиссия во главе с наркомом цветной металлургии П.Ф. Ломако и уполномоченным ГКО по строительству БМЗ П.П. Юдиным. На встрече с дирекцией завода, инженерами и рабочими они объясняют всю важность поставленной высшим правительством цели и конкретизируют: «Немцы стоят у Сталинграда. Медлить дальше нельзя. Если понадобиться – построим цехи из палаток, а магний стране дадим».
Летом 1942 г. Березниковские ГК ВКП(б) и Горисполком мобилизуют жителей города на помощь в строительстве завода. Основные работы по возведению цехов проводят строители ОСМЧ «Севуралтяжстрой». На строительство магниевого завода ГКО направляет трудовые колонны из Алтайского края, Узбекистана, соседних с Молотовской областей. В Березники прибывает оборудование и специалисты, эвакуированные с
Донецкого алюминиевого завода (ДАЗа). С осени 1942 г. прибывают будущие рабочие завода - молодые специалисты из ремесленных училищ и техникумов. Они проходят производственную практику на Соликамском магниевом заводе. Из-за недостатка квалифицированных ИТР инженерами завода становятся специалисты «Гипроалюминия».
22 июня 1943 г. на заводе происходит первая выдача металла. Электричество предприятие получает по линиям Молотовэнерго, своя ТЭЦ ещё строится. Карналлит предприятие получает от Соликамского калийного рудника, свой ещё строится. Само предприятие вступает в строй действующих, фактически находясь в процессе строительства. В момент пуска ещё идет монтаж большинства агрегатов. Металлурги идут по пятам строителей. Даже к концу 1943 г. на заводе нет ни одного завершённого цеха. Несмотря на трудности с оборудованием, материалами и кадрами в октябре 1943 г. коллектив завода встал в ряды передовых предприятий НКЦМ СССР.
В начале ноября 1943 г. НКЦМ СССР наградил большую группу рабочих, инженеров и техников завода, за то, что «в период нехватки оборудования и материалов, при недостаточном количестве квалифицированных рабочих они сумели хорошо наладить работу производства». Всего получили награды 62 человека. Большинство технологических операций велось на заводе вручную. За смену каждый рабочий перетаскивал более 2 тонн горячего металла. Не легче был труд и у рабочих подовых печей: за сутки в эти агрегаты загружали более 20 тонн угля. Изо дня в день рабочие проявляли мужество и отвагу в борьбе за каждый сверхплановый килограмм металла.
К 1944 г., преодолев болезни пускового периода, рабочий коллектив завода вышел на плановые показатели. В марте 1944 г. завод выполнил государственный план по магнию на 103% и получил третью Всесоюзную премию по итогам Всесоюзного социалистического соревнования ВЦСПС и НКЦМ СССР. В мае 1944 г. завод выполнил план на 105% и был отмечен второй Всесоюзной премией. Молодые рабочие и комсомольцы БМЗ собрали 100 тыс. руб. на строительство боевого самолёта. На восстановление Сталинграда коллектив завода отправил вагон бытовой утвари, изготовленной из цветных металлов. Вёдра, ложки, кружки, портсигары – делались металлургами во внерабочее время из обрезков дефицитного металла.