Средства противопульной защиты

25 сентября 2020

В Военно-историческом музее-заповеднике (Псковская область) представлены средства противопульной защиты.

Первая мировая война породила бурный поток предложений всевозможной «брони». Тогда выделилось несколько направлений: переносные стрелковые щиты, носимые панцири и другие средства. Щиты изготавливались из броневой стали с присадками марганца, никеля или хрома. Общество завов «Сормово» в 1914 г. выработало три типа носимых панцирей весом 4, 5,5 и 7,5 кг. Несколько панцирей предложила России французская фирма «Коллей». Но русские военные больше доверяли щитам, т.к. в случае пробития панциря осколки только увеличивали тяжесть ранения. Кроме стальных, предлагали тканевые и даже деревянные панцири и щиты. Но пригодного образца не получила тогда ни одна армия. Зато в повсеместное употребление вошли стальные каски для защиты головы от осколков.

В межвоенный период забота о коллективной бронезащите в виде танков и бронемашин отодвинула панцири и щиты на задний план, хотя попытки их создания продолжались. Так, в 1930 г. изобретатель Зыков предложил громоздкий пулезащитный шлем, целиком закрывающий голову, с перископическим смотровым прибором. Известный изобретатель Гроховский предлагал снабжать легкими кирасами бойцов – парашютистов.

По опыту боев в советско-финской войне был создан переносной стрелковый щит, поступивший в РККА перед Великой Отечественной войной. Он представлял собой двускатный стальной лист с отгибами внутрь по бокам, бойницей в правой половине и внутренней полочкой для винтовочных обойм.

Накануне войны прошли испытания опытные стальные нагрудники СН-38, СН-39, СН-40. В 1942 г. на снабжение армии поступил нагрудник СН-42. Он состоял из верхней и нижней секций, изготовленных из 2-мм стали. Секции связывались ремнями, имели мягкую подкладку и крепились на туловище системой ремней. Вырез у правого плеча позволял упирать приклад оружия. При весе 3,5 кг СН-42 защищал грудь и часть живота от пуль 9 мм пистолетного патрона «парабеллум» на дальности 125-150 м. Особенно удачно работал нагрудник, надеваемый поверх телогрейки. При атаке СН-42 применялся бойцами штурмовых инженерно–саперных бригад в качестве панциря, а при переползании – щита с амбразурой. После войны появились модифицированные СН-46. Этот нагрудник был более гибок, поскольку состоял из 3 – секций. Его вес составлял 5 кг. В 1942 г. испытывались также переносной 4 мм щит и панцирь ПЗ – ЗИФ-20. Щитами пользовались наблюдатели и снайперы. Но бурное развитие СИЗ (систем индивидуальной защиты) началось уже после Второй мировой войны.

Другие события
Посмотреть все события
Музей Победы посетили пенсионеры из Социального дома «Лосиноостровский»
25 апреля 2024
Они увидели около 100 уникальных экспонатов из фондов Музея Победы и музеев-участников Международного проекта «Территория Победы».
Брянщина включилась в народную акцию Беларуси и России
24 апреля 2024
23 апреля в Брянском государственном краеведческом музее состоялась торжественная церемонная старта Всенародной российско-белорусской акции «Живая память благодарных поколений».
Выставку «Крым – 80-летие подвига» посетили дети и подростки из московского семейного центра «Согласие»
18 апреля 2024
В экспозиции представлено около 100 уникальных экспонатов из фондов Музея Победы и музеев-участников Международного проекта «Территория Победы»
Участники проекта «Город Героев Москва» посетили выставку «Крым – 80-летие подвига»
17 апреля 2024
Ребята увидели около 100 уникальных экспонатов, посвященных освобождению Крыма и Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.
В школе Луганска открылась первая экспозиция в рамках проекта «Zнать! Помнить! Гордиться!»
11 апреля 2024
Первая выставка под названием «Отчизны верные сыны» открылась 10 апреля в Луганском учебно-воспитательном комплексе имени лётчика-космонавта Г.Т. Берегового.
Вклад в российскую культуру отмечен высшей наградой
10 апреля 2024
Министр культуры России Ольга Любимова вручила генеральному директору Музея Победы Александру Школьнику высшую награду Министерства культуры - нагрудный знак «За вклад в российскую культуру».