Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе начал свое существование с 1997 года и первоначально назывался Окружной центр дополнительного образования «Альтернатива».

Изначально перед Центром стояли такие задачи как: развитие мотивации личности к творчеству и познанию, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства, организация досуга детей и подростков, пропаганда здорового образа жизни, военно-патриотическое воспитание будущих защитников отечества. Таким образом, первостепенными задачами являлись образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Со временем ГУ Центр «Альтернатива» переименовывался, приобретая новые цели и задачи. Так, в 2011 году появилось автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр развития молодежи», а уже в 2014 году в учреждении произошла реструктуризация и смена основных целей и задач, тем самым учреждение вновь сменило свое наименование. В марте 2015 года появилось автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе».

В 2019 году Астафьевой Татьяной Николаевной разработан проект военно-исторического общественного музея «Дорогами героев – дорогами памяти». В 2020 году на базе автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе», в холле второго этажа проведены работы по монтажу экспозиций музея.

Экспозиции военно-исторического общественного музея «Дорогами героев – дорогами памяти» состоят из двух стационарных блоков: Великая Отечественная война; локальные военные конфликты и противостояния второй половины ХХ и начала ХХI вв.

Стационарный блок Великая Отечественная война состоит из 4 экспозиций:

Военно-историческая экспозиция «Дорогами героев – дорогами памяти» – пять композиций 3D формата, посвященных событиям Великой Отечественной войны: «Крепость герой – Брест» (пограничные сражения), «Аджимушкай – подвиг подземного гарнизона» (Аджимушкай), «Мы за Родину пали, но она спасена» (Ржевско-Вяземская операция), «За Волгой для нас земли нет» (Сталинградская битва), «Помните и не забывайте» (Берлинская операция).

Для того чтобы подчеркнуть, что все эти события часть единого, грандиозного по масштабам, затронувшего всю страну процесса (войны), экспозиция оформлена по всей внешней площади фальш-стены (исключая ниши и угловые плоскости) в виде единого фотопанно. Сюжетом, подходящим по динамичности и внутреннему напряжению, является хрестоматийная фотография периода Великой Отечественной войны, на которой изображены бегущие в атаку советские бойцы. Черно-белое цветовое решение, в сочетании с размытыми силуэтами подчеркивают  удаленность этих событий от наших дней и постепенное стирание многих деталей и эпизодов страшных боев в памяти новых поколений. Вклинивающиеся в этот монохромный ряд цветные «пятна» ниш – это не просто символ и иллюстрация современной жизни (точнее, какого-то ее, пусть даже отдельного, аспекта), а своеобразные «вспышки» нашей памяти, в которой при определенных обстоятельствах (соприкосновении с реликвиями войны) оживают картины прошлого. Этому разрыву между прошлым, становящимся в нашем сознании все более схематичным, и настоящим, наполненным множеством событий, действий, эмоций, соответствует и то, что сами ниши насыщены декоративными и конструктивными элементами в противовес лаконичности внешней стены.

Этот прием – создание неких символов, несущих необходимую смысловую нагрузку, достигается за счет продуманного сочетания иллюстративного и вещевого материала, с использованием декоративных элементов и новоделов. Так, при оформлении ниши, призванной стать иллюстрацией к рассказу об обороне Аджимушкайских каменоломен, главная задача была создать некий, очень условный, образ подземных выработок, с отдельными элементами, способными помочь лучше представить происходившие там события. Для решения этой задачи использовали в качестве основного фона большую фотографию (по всей площади фронтальной и боковых стен ниши) с изображением одного из разрушенных входов в каменоломни. Общий темный фон, со светлым пятном входа должен передать атмосферу подземных выработок, а полурухнувшие потолочные крепления, пересекаемые каскадом стабилизаторов авиационных бомб, в сочетании с «нагромождением» неправильной формы подиумов (с фактурной поверхностью, имитирующей камень) – напоминать о событиях 1942 года. Оживляют рассказ реликвии военного времени, размещенные в пределах экспозиционного пояса, как на горизонтальных, так и на вертикальных плоскостях подиумов. Подобное оформление витрины дает возможность проиллюстрировать современное состояние одного из тех мест, где когда-то прокатилась война.

Эта идея – соединить прошлое и настоящее (основной фоторяд внешней стены и ниши), подчеркнув необходимость бережного отношения к прошлому, подкреплена еще одним приемом. Внутри ниш – на ее боковых стенах, или под углом к ним – размещен ряд сюжетных фотографий. Справа (на плоскости, сразу открытой зрителю по мере движения вдоль экспозиционного ряда) – фотографию хорошо узнаваемого, «знакового» памятника, монумента, установленного в том месте, и посвященного тем событиям, о которым рассказывает раздел экспозиции. Слева (на плоскости, которую можно увидеть, только подойдя непосредственно к нише) – коллаж из нескольких разноразмерных (но достаточно крупных) фотографий процесса поисковых работ. Все вместе создает ощущение неразрывности процесса сохранения исторической памяти и важности поисковых работ, как одного из элементов этого процесса. Еще больше усиливает впечатление единства, скорректированная цветовая гамма фотографий поисковых работ (использованы настройки коррекции насыщенности цвета), делает их переходной «ступенью» от тусклых, черно-белых изображений войны к ярким, контрастным картинам символов нашей памяти – фотографиям военных памятников и монументов.

Для создания единого стиля подобный принцип оформления повторяется в четырех нишах, меняя фоновую фотографию, сюжетные снимки (подчеркивающие особенность поисковых работ в той или иной местности), приемы экспонирования мелких предметов, и каждый раз используется новая инсталляция, отражающая основную идею раздела. Так, при оформлении ниши, посвященной боям в Брестской крепости, центральная композиция выстроена вокруг муляжа пограничного столба – обгоревшего, разбитого пулями и осколками, но не покосившегося, как символ беспримерной стойкости защитников крепости. При оформлении ниши, рассказывающей о сражениях в лесной зоне северо-западного региона, путем использования деревянных столбов, колючей проволоки, шинели и отдельных предметов снаряжения имитирована, «захлебнувшаяся» на прочной вражеской позиции атака, как напоминание о тех колоссальных жертвах, с которыми были сопряжены бои на новгородской и ленинградской земле. Повторяющаяся идентичность, тождественность вещевого материала в нишах работает на идею о том, что война прокатилась по огромной территории, везде она несла смерть и разрушения, оставляя на земле одинаковые следы…

Единственным исключением стала только пятая ниша, она сделана завершающим акцентом, а центром созданной в ней инсталляции является копия Знамени Победы. При этом фоном служит фотография Парада Победы 1945 года на Красной площади, а дополнительными – перемежающиеся фотографии празднования Дня Победы в 1945 году и в наши дни.

Художественная идея военно-исторической экспозиции «Дорогами героев – дорогами памяти», компоновка, методы и приемы экспонирования предложены Восточно-Крымским центром военно-исторических исследований.

Экспозиция «Непокоренный Ленинград – 900 дней мужества» – фотоматериал, раскрывающий трагические события блокадного Ленинграда.

Экспозиция «Блиндаж» – реконструкция обстановки времен Великой Отечественной войны, с прилегающей частью траншеи, где представлены артефакты (экспонаты), найденные при проведении полевых поисковых работ, пехотный пулемет Дегтярева, винтовка Мосина, карабин Мосина, автоматическая винтовка Токарева, пистолет-пулемет Шпагина.

Экспозиция «Солдатский храм» – фотография храма, выполненного в формате мозаики из 3000 фотографий участников Великой Отечественной войны Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Тюменской области.

Выставочные экспозиции стационарного блока Великая Отечественная война созданы на основе 2000 артефактов (экспонатов) найденных при проведении полевых поисковых работ (в Тверской, Калужской, Псковской, Волгоградской, Новгородской областей, Республики Крым, острова Шумшу), фотоматериалов событий Великой Отечественной войны.

Стационарный блок экспозиции «Локальные военные конфликты и противостояния второй половины ХХ и начала ХХI вв.» находится в стадии монтажа.

Здесь будут представлены:

– Ханты-Мансийский автономный округ в годы Великой Отечественной войны и послевоенное развитие округа;

– Афганская война (1979-1989 гг.);

– Чеченские войны (1994-1996 гг. и 1999-2000 гг.), в том числе, подвиг 6-й роты ВДВ – бой на высоте 776;

– Военная операция России в Сирии (2015 г.).

Есин Игорь Иванович

Руководитель:

Есин Игорь Иванович

Телефон: 8 (3467) 31-56-88
E-mail: patriothmao@mail.ru

Официальный сайт: https://cpgvs.ru
Социальные сети: https://vk.com/cpgvs

Адрес: 628011, г. Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 15а.

Все музеи региона